Беседа о разнообразии деревьев и их пользе.
Задачи:
- Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки;
- Учить детей различать деревья по внешним признакам;
- Образовывать прилагательные от существительных;
- Развивать звуковую культуру речи и обогащение словаря.
- Закреплять умение детей рисовать деревья карандашами.
- Воспитывать бережное отношение к природе
В. Дети, отгадайте загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки. (деревья)
(Дети отгадывают загадку).
В. Правильно, это деревья. Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою. Деревья зимой отдыхают. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород.
Ход беседы:
В. Дети, назовите лиственные деревья, которые вы знаете.
Дети: лиственные деревья: береза, дуб, осина и т. д.
Хвойные деревья: сосна, ель, лиственница, пихта.
В. Растут деревья - в лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.
У дерева есть: корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.
В. Посмотрите на картинки, назовите дерево, которое на ней изображено.
Давайте опишем дерево.
БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, листья округлой формы, на березе есть сережки
СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки, на сосне есть шишки
РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.
ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной, овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.
КЛЕН — ствол у клена темно-серый, лист имеет форму звездочки.
В. А сейчас мы немного отдохнем и выполним пальчиковую гимнастику, которая называется «Корни»:
Друг от друга деревья росли далеко, («деревья» обеими кистями)
Человеку пройти этот путь не легко, («человечек»)
Только корни деревьев однажды сплелись, («корни деревьев»)
Будто дерева 2 навсегда обнялись. («деревья»).
Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Воспитатель предлагает нарисовать - деревья весной.
Дети рисуют деревья карандашами.
В. Следующее наше задание назови «Какой листик?».
Если лист дуба, то он (какой) – дубовый.
Если лист березы, то он – … (березовый).
Если лист рябины, то он – … (рябиновый).
Во множественном числе:
Листья на клене – кленовые.
Листья на рябине – рябиновые.
Листья на березе – березовые.
Листья на дубе – дубовые.
В. Отгадайте загадки.
Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья! (Елки)
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это. (клен)
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой. (осинки)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует. (сирень)
Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши. (березки)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это. (дуб)
Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась. (ива)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это. (тополь)
В. Деревья – это жилища для многих зверей. Из них делают мебель, бумагу, деревянные игрушки, посуду, музыкальные инструменты. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Нужно оберегать деревья и сажать новые. Мы на участке нашего детского сада будем сажать молодые деревца.