Материалы экологической акции «Лес-наше богатство»в подготовительной группе«Звездочки» можно посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/d/1s1xeZe50n5Dog
Конспект образовательной ситуации
по формированию трудовых навыков в процессе коллективного труда в природе на тему:
«Посадка семян для рассады»
для детей подготовительной группы (6-7лет).
Цель: организовать практическую деятельность детей по формированию трудовых навыков в процессе коллективного труда в природе
Задачи:
- Формировать у детей трудовые навыки в процессе посева семян.
- Познакомить детей со способами посева семян в зависимости от их величины (по одному в лунку, по одному в бороздку, «щепотью»).
- Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.
- Воспитывать у детей желание трудиться.
Оборудование: коробочки с землёй, лейки с водой, семена овощей и цветов, палочки для работы, указатели овощей и цветов; иллюстрации овощей и садовых цветов, корзинка с муляжами овощей и настоящие огурец и помидор, фартуки на каждого ребенка, резиновые перчатки, схемы посадки семян.
Предварительная работа: отгадывание загадок об овощах, экскурсия в магазин «Овощи», «Семена», покупка земли, изготовление с детьми «ёжика», выращивание у него иголок (проросший овес)
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель: (встречая детей).
«Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
С добрым утром! Добрый вечер!
Добрый день! Всем говорим!».
Воспитатель: Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: А почему у вас сегодня хорошее настроение? (ответы)
Воспитатель: А я сегодня пришла в детский сад с хорошим настроением, потому что я очень всех вас люблю, люблю наш детский сад, нашу группу, свою работу.
Воспитатель: Как вы думаете, как называется моя профессия?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Кто знает, почему она так называется?
Дети: (ответы).
Воспитатель: Правильно дети, воспитатель должен много уметь и знать, чтобы каждый день для детей был интересным. Чтобы дети узнавали что-то новое. Чтобы вы росли веселыми, умными, добрыми детьми.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей и все они тоже по профессии педагоги - воспитатели. А как вы думаете у них сегодня хорошее настроение?
Дети: ответы.
А давайте им подарим на весь день свои улыбки и хорошее настроение. (Дети дарят гостям подарки «солнышки» с улыбками).
Воспитатель: Ребята, слышите нам кто-то звонит по видео-связи. Давайте посмотрим кто это может быть. (смотрят на экран)
Дети: Незнайка
Воспитатель: Правильно.
(Включается видео с Незнайкой.)
Незнайка: Добрый день! Я нашел на луне волшебную коробку. Открыл, посмотрел содержимое. А там, какие- то, бумажки ничего не понял! Я - то думал, что нашел сокровища. Решил вам ей передать, помогите мне разобраться, что там.
Воспитатель: Ну что, поможем, ребята? А вот и волшебная коробочка.
(ответы детей).
Воспитатель достает первый конверт.
1 конверт. «Отгадайте загадки».
(загадки о профессии, дети отгадывают).
Если вьётся пламя,
Дым валит столбом,
“01” мы наберем,
Его на помощь позовем. (Пожарный)/
Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины. (Врач)
У него товаров горы -
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мед -
Все он людям продает. (Продавец)
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом. (Cтроители)
Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу. (Парикмахер)
-Как вы думаете о ком эти загадки? (о людях разных профессий).
- Сегодня мы продолжим игру в профессии.
- И сегодня мы будем овощеводами и цветоводами. Что они делают?
Ответы детей: (выращивают овощи и цветы)
Воспитатель: Какое настроение они нам дарят?
Ответы детей: (радостное, доброе, веселое, солнечное….)
Воспитатель: И я вам предлагаю отправится в огород
- Повторяйте за мной движения и строчки из стихотворения:
В огород пойдем, маршировать на месте
Урожай соберем. идти по кругу, взявшись за руки
Мы морковки натаскаем, имитировать, как таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты срезают
Круглый, сочный, очень вкусный. показать руками
Щавеля нарвем немножко «рвут»
И вернемся по дорожке. идти по кругу, взявшись за руки
Воспитатель: Так что же мы сегодня будем делать?
Дети: выращивать овощи и цветы.
Игровая ситуация: «Вырастим овощи» Сейчас я вам расскажу, как появляются на грядках вкусные овощи, овощеводы берут вот такой (воспитатель показывает муляжи овощей) огурец или помидор кладут их на грядку, засыпают землей, проходит время и на грядке вырастает много-много новых огурцов и помидоров.
Воспитатель: Почему вы на меня так смотрите? Я что-то не так говорю или делаю?
Ответы детей: (это не правда, так не бывает, люди сажают семена в землю, поливают их).
Воспитатель: Где же берут семена?
Ответы детей: (покупают в магазинах).
Воспитатель: Семена есть у всех растений и овощей? Что-то я их не вижу, а вы? Рассматривает овощи. Тут какая-то ошибка, ребята.
Ответы детей: (семена внутри огурца и помидора).
Воспитатель: Как заглянуть внутрь плода? Как же убедиться, что семена, действительно, есть. Что делать? (проблемная ситуация)
Ответы детей: (разрезать).
(Проводим опыты с огурцом и помидором.) Посмотрим. Разрезаем. Действительно есть! (Рассматриваем семена.) Они одинаковые?
Ответы детей: (разные).
Воспитатель: Так что же получается: вот этот хрустящий огурец был сначала семечком? Интересно и как же это происходит?
Игра «Расскажи, что было сначала, что потом?»
Воспитатель: У меня 4 картинки. Что вы видите на второй картинке?
Ответы детей: (нарисован росток.)
Воспитатель: Отгадайте, что нарисовано на первой картинке?
Ответы детей: (семечко, потому что из него появился маленький росток.)
Воспитатель: Кто знает, что на третьей?
Ответы детей: (растение).
Воспитатель: Вы узнали это растение?
Ответы детей: (это огурец).
Воспитатель: Что появляется сначала: цветок или завязь?
Ответы детей: (цветок, из него появится маленький плод, а потом он вырастет).
Воспитатель: Ребята, а кто знает как появляются цветы на клумбе?
Ответы детей: сеют семена цветов.
Воспитатель: Да ребята можно посеять семена зразу на клумбу, а можно вырастить из семян рассаду и высадить её на клумбу.
Практическая часть
- А сейчас давайте займёмся посевом семян? Давайте наденем фартуки и перчатки рабочие, (подходят к столам каждый к своему)
Но прежде чем мы приступим к посему семян давайте вспомним правила посадки:
Взять контейнер наклеить на него соответстстующую наклейку. В контейнер совочком аккуратно насыпать землю из пакета до мерки.
- Полить землю и разделить стекой на рядочки, чтобы потом всходы были ровными.
- Палочкой - стекой сделать лунки на расстоянии мерки друг от друга, чтобы растениям не было тесно.
- В лунку положить по одному семечку.
- Присыпать сухой землей, она легкая, в ней много пространства (дырочек), семенам будет легче прорасти.
- Закрыть прозрачной плёнкой, так семена лучше прорастут, им будет теплее и вода из земли испаряться не будет. Это маленькие парники или можно сказать - микротеплица.
- Установить таблички с их изображением цветов, чтобы не забыть какие, где посадили.
Нам нужно разделится на две группы: цветоводы будут девочки, овощеводы – мальчики. А какие семена будете сажать вы должны договориться между собой.
У каждого есть коробочка с землёй.
(Показ посева семян и схем посадки с пояснениями: (модели нарисовать.) лейка, и схемы на каждом столе)
- Для крупных семян делаем лунки поглубже. Как думаете, чем можно сделать лунку? (Палочкой, карандашом или пальцем.) Выберите подходящую.
- Сколько семечек кладем в лунку?
Ответы детей: (одно, двум будет тесно расти)
- Для средних семян делаем бороздку неглубоко. Как думаете, почему?
Ответы детей: (разложим по одному цепочкой).
- А вот совсем мелкие семена удобно разложить по одному?
Ответы детей: (Нет).
- Как мы поступим?
Ответы детей: (посеем в бороздку щепоткой).
- Семена посадили, что делаем дальше?
Ответы детей: (засыпаем землёй, поливаем).
- Чтобы семена проросли быстрее можно их накрыть плёнкой, поставить в тёплое место, на свет, ухаживать. Ребята, ученые выяснили, что нужно ещё разговаривать с растениями, чтобы они быстрее росли. Вы верите этому? Как узнать, правда ли это, мы будем разговаривать и сравнивать результаты, а что бы не забыть будем делать рисунки, заведём дневник длительных наблюдении и будем зарисовывать с вами.
Рефлексия. (дети садятся на стульчики)
- Вам понравилось: играть и сажать семена растений?
Ответы детей: (играть, сеять.)
- Всем спасибо, идём мыть руки с мылом!
Мы сегодня с вами сделали очень хорошее, доброе дело: вырастут наши цветы и овощи, будут украшать клумбы и огороды и радовать окружающих. Мы молодцы!