Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд делает человека богато духовно. Для того, чтобы ребёнок получил полноценное воспитание, необходимы не только совместная деятельность со взрослым, двигательная активность и стремление к знаниям, но также важен и труд.
Успехом в воспитании трудолюбия можно назвать вырабатывание привычки у детей выполнять обязанности самостоятельно. Ребёнка необходимо научить тому, что его дела он должен делать сам, тогда у него будет развиваться чувство значимости.
Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять. Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.
Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию.
Трудолюбие прививается с младенчества. И тут необходим вклад не только воспитателей, но и родителей. Стремление к труду изначально прививается родителями. А уже в дальнейшем развивается в детском саду и школе.
Так и в нашем ДОУ уделяется большое внимание трудовому воспитанию детей, о чем свидетельствует неделя педагогического мастерства, во время которой наши педагоги делились опытом.
Хочу представить вниманию конспект игровой ситуации по приобщению детей к хозяйственно-бытовому труду «Маленькие помощники».
Цель:
- Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе,
- закреплять умение распределять коллективную работу и совместно ее выполнять,
- уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях, о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Задачи:
- Учить детей трудиться.
- Формировать умение планировать последовательность своей работы.
- Самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия: подготовить место и инвентарь для работы.
- Совершенствовать умение убирать игрушки на свое место.
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла.
Материалы и оборудование: корзина для бумаги; игрушки: кубики, мячи, машинки, книжки.
Ход игровой ситуации :
Дети вместе с воспитателем заходят в групповую комнату. В групповой комнате беспорядок – разбросаны кубики, машинки, книги, валяются фантики. Посреди комнаты стоит Карлсон и бросает вокруг себя маленькие мячики из бумаги, имитируя салют.
Карлсон (громко и радостно разговаривает сам с собой): Да здравствует, самый лучший в мире Карлсон!
Воспитатель: Здравствуйте, молодой человек.
Карлсон: Здрасьте!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Что тут происходит? Кто вы и что вы здесь делаете?
Карлсон.: Разве вы меня не узнали? Я – Карлсон! И я здесь шалю – не видите что ли? И, вообще, что за вопросы! Давайте, присоединяйтесь, будем вместе шалить!
Воспитатель: Молодой человек, заходить, к кому бы то ни было, без разрешения и брать чужие вещи нельзя. Так поступают невоспитанные люди. Ребята, вам нравится, как поступил Карлсон?
Дети: Нет!
Карлсон: Почему это вам не нравится!?
Дети: Потому, что ты разбросал игрушки, испачкал наших кукол и посуду, а еще разбросал бумагу, игрушки, книги, стульчики. Они все могут обидеться и уйти от нас. А чем мы будем потом играть?
Карлсон: Спокойствие, только спокойствие, дело-то житейское, пусть уходят, а с вами буду играть я. Ведь я самый умный, самый веселый, самый лучший Карлсон в мире.
Воспитатель: А нам, кажется, что ты самый большой хвастун в мире, правда, ребята? А хвастаться не красиво! И играть с тобой, хвастунишкой, никто не будет.
Карлсон: Как это никто не будет?! И я останусь совсем один? Во всем мире останусь совсем один?
Дети: Да.
Карлсон: (Плачет) А может, поиграете со мной напоследок еще немножко?
Дети и воспитатель: Нет, Карлсон, делу время - потехе час! Нам надо порядок навести, все на место поставить.
Карлсон: Вы такие маленькие и сами умеете все убирать! (ответы детей). А я не умею наводить порядок и чистоту.
Воспитатель: Ребята, научим Карлсона наводить порядок? Карлсон, перед тем как начать трудиться нужно выполнить некоторые правила – нужно проверить - не валяется ли что-нибудь на полу.
Карлсон: А зачем это нужно проверять, подумаешь, валяется, пусть себе лежит.
Дети: Если во время не убрать игрушки с пола, то можно наступить и сломать их или пораниться.
Карлсон: Ну, хорошо, посмотрел я на пол и увидел, кругом что-то валяется. Откуда я знаю, куда это нужно все выбросить.
Воспитатель: Никуда эти вещи выбрасывать не надо. Здесь нужно вспомнить следующее правило: Каждой вещи – свое место. А вещи на свои места нужно складывать аккуратно – это третье правило.
Карлсон: ставит одну машинку на полку: Ну всё, я убрался, теперь полетел шалить дальше!
Воспитатель: Нет, Карлсон, так не пойдет, убирать нужно все игрушки и книжки всем вместе, дружно.
Воспитатель: Ребята, будем убирать игрушки, давайте распределим задания. Девочки будут убирать мячи, а мальчики – кубики. Теперь мальчики, где живут машинки? (в гараже), девочки, куда убираем книжки? (в книжный уголок)
А теперь за дело дружно,
Убирать игрушки нужно.
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть!»
Воспитатель: Молодцы, как вы быстро справились с этим заданием. А тебе, Карлсон, понравилось?
Карлсон.: Очень, мне никогда еще так не было весело!
Воспитатель: А кто мне поможет собрать фантики с пола?
Карлсон (громко): Я, я, я - знаю, как весело можно убрать эту бумагу. Нужно сказать волшебные слова:
Раз, два, три
Бумагу в мячик преврати!
Карлсон: Затем скатать из бумаги мячик и бросить ее в корзину (Карлсон ищет корзину, просит детей поднять бумагу, встать вокруг корзины, скомкать бумагу и после волшебных слов метнуть в корзину).
Карлсон: Как я здорово придумал, правда, ребята? Но мы еще не всю бумагу собрали. Давайте, еще разок сыграем. (Карлсон еще раз играет с детьми).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Как метко вы умеете бросать!
Как вы думаете, почему мы работу сделали быстро?
Дети: Потому что все работали дружно, помогали друг другу, не ссорились, старались всё делать аккуратно.
Карлосон: Молодцы ребята! Вижу, какие вы дружные. А что здесь за предметы?
Воспитатель: Эти предметы помогают нам наводить чистоту и порядок. Дети: Лейка — поливать, утюг-гладить, тряпка-вытирать пыль, щётка-подметать пол…
Воспитатель: Карлсон, наши ребята самые первые помощники дома. Ребята, давайте, расскажем Карлсону, как вы дома помогаете своим мамам и папам.
Динамическая пауза: «Как мы маме помогаем».
Дружно маме помогаем,
Все игрушки убираем.
Пыль со шкафа вытираем,
Пол повсюду подметаем.
Мы белье теперь стираем,
Цветочки лейкой поливаем,
И посуду вытираем.
В магазин бегом бежим,
На диване посидим.
Маму вечером встречаем
Крепко-крепко обнимаем!
Карлсон: Какие вы все молодцы! Вижу вы настоящие помощники! Спасибо вам, ребята, что научили меня трудиться.
Воспитатель: Карлсон, а завтра мы с ребятами будем мыть столы и вытирать пыль. Приходи к нам завтра в гости. Мы тебя тоже научим как правильно вытирать пыль и мыть столы.
Карлсон: Конечно приду! А теперь мне пора возвращаться домой. До свидания! До новых встреч!
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кто к нам приходил? А что мы с ним делали? Ребята, а вам понравилось занятие с Карлсоном? Чему мы сегодня научили Карлсона? (ответы детей). А сейчас, таких замечательных помощников я хочу отблагодарить вкусными конфетами.