Конспект образовательной ситуации по формированию трудовых навыков в процессе коллективного труда в природе
на тему: «Волшебные семена» для детей старшей группы (5-6 - лет).
Цель: организовать практическую деятельность детей по формированию трудовых навыков в процессе коллективного труда в природе.
Задачи:
- Закрепить представления детей о семенах - будущих растениях.
- Закрепить знания детей последовательности во время посадки семян;
- Воспитывать у детей желание трудится, аккуратно ухаживать за посевами;
- Воспитывать у детей заботу и интерес к наблюдения.
- Воспитывать в детях любовь к природе.
Оборудование: персонаж «Огородное пугало», разные семена , тарелочки, ёмкости для посева семян; совочки; ёмкости с почвой; палочки, карточки с изображением стадий развития овощей; карточки с изображением овощей, семена овощных культур, лейки с водой, фартуки, тарелочки на каждого ребёнка, мелодия «Ra – Ta - Ta» в исполнении оркестра Джеймса Ласта, «чёрный ящик».
Предварительная работа: Наблюдение за развитием семян гороха, фасоли, ведение дневника наблюдений, чтение рассказов, стихотворений, загадывание загадок об овощах, рассматривание семян овощных растений, дидактические игры " Овощи и фрукты", "Чьи семена?", заучивание пословиц о труде.
Ход коллективного труда.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей, давайте поздороваемся.
Утреннее приветствие:
Все вместе в кругу:
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.
Молодцы, проходите на стульчики. Вас сегодня ждёт очень интересное мероприятие.
Звучит мелодия «Ra-Ta-Ta» в исполнении оркестра Джеймса Ласта. (из игры «Что? Где? Когда?»), воспитатель выносит «чёрный ящик»).
Воспитатель: В чёрном ящике сказочный герой, но кто он вы узнаете отгадав загадку.
В огороде стоит,
Ничего не говорит,
Сам не берёт
И воронам не даёт.
Не ест, не пьёт
Огород всё стережёт.
Отгадайте кто же это
В огороде стоит летом?
Назовите героя этой загадки.
Воспитатель: Правильно, Огородное Пугало. Что мы знаем об этом герое?
Дети: ответы детей
Воспитатель: У нас есть огород на окне , но хозяина нет. Давайте Огородное Пугало поставим на самое видное место, он будет следить за порядком, охранять огород. А раз есть хозяин огорода , должны расти и овощи , которые сегодня мы с вами будем сажать.
Воспитатель: А знаете ли вы из чего появляются овощи? (из семян) Что нужно им для роста? (свет, тепло, земля, вода, уход).
Воспитатель: А все ли семена одинаковые? (Рассматривание семян.)
Рассмотрите семена из разных пакетиков, посмотрите, все ли семена одинаковые? Какой они формы?
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю выполнить задание: Ребята, перед вами лежат карточки с изображением плодов овощей. С ними случилась неприятность: они потеряли свои семена. Вы должны, глядя на наши семена из пакетиков, определить: какой карточке принадлежит семечко.
Дети выполняют задание.
Тому, кто испытывает затруднение, педагог помогает.
Воспитатель: Молодцы! Я вижу, вы хорошо знакомы с плодами и их семенами! Ребята, а кто знает, что такое семя? Посмотрите на наши семена и подумайте, как ответить на мой вопрос.
Дети: Это то, из чего вырастет помидор, фасоль, горох.
Воспитатель: А как правильно сажать семена мы узнаем, поиграв в игру «Волшебный поезд». Дети подходят к магнитной доске.
Воспитатель: На вагончиках поезда нарисованы процессы посева семян. Давайте, правильно определим их последовательность:
1. Насыпать в ёмкость почву, немного прижать лопаткой.
2. Палочкой сделать бороздку.
3. Положить семечко.
4.Присыпать землёй.
5.Полить.
Воспитатель: Перед тем как приступить к посадке овощей, давайте подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)
Дети овощи учили: (сгибания и разгибания кистей рук)
Лук, редиска, кабачок, (загибаем пальцы)
Хрен, морковка, чесночок. (на слове «чесночок»-хлопок в ладоши).
Воспитатель: Приглашаю всех к столу для посева семян. Чтобы не запачкаться, надеваем фартуки.
Предлагаю перед началом работы вспомнить основные правила труда:
1. Выполнять правила посева семян.
2. Не отвлекаться.
3. Задание выполнять аккуратно.
4. Доводить начатое дело до конца.
5. Товарищам не мешать.
6. Если нужна помощь – помочь.
Воспитатель: Работать вы будете в парах. А помогут вам разделится на пары и определить кто, что будет сажать карточки, с изображением овощей.
(Дети вытягивают карточки, воспитатель помогает им найти пару)
Воспитатель: Для начала договоритесь, кто будет готовить почву, а кто будет сеять (если дети не могут разобраться, педагог приходит на помощь).
Дети под руководством воспитателя сеют семена.
Воспитатель: Ребята, мы сделали очень важное и нужное дело: мы посеяли семена на огороде и дали жизнь новым овощам. Наметим посеянные семена табличками. Давайте наши посевы поставим в огород, а Огородное Пугало будет охранять наши всходы.
Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы ваши семена проросли?
Ответы детей: Ухаживать , поливать…..
Воспитатель: Правильно, поливать землю и убирать сорняки, чтобы те не мешали им расти. Вы все были большие умницы! Спасибо за помощь!
Воспитатель: Дети, вы хорошо потрудились. Работали дружно. Не зря в народе говорят : «Терпенье и труд - всё перетрут». Давайте убирать рабочие места и мыть руки.